26-28 сентября 2025
Проект «Анахарсис»
Всероссийская научная конференция

Двадцать первые Таврические философские чтения
26.09.2025 – 28.09.2025
Крым
г. Судак, пос. Новый Свет
Уважаемые коллеги!
Приглашаем вас принять участие в ежегодной
Всероссийской научной конференции «Анахарсис»
Тема конференции
Русская философия в современном мире
Важные даты:
30.06.2025 – окончание приёма заявок и материалов для публикации
26.09. 2025 – 28.09.2025 – конференция
Секция «Русская философская культура: становление и особенности»
(модератор Рыскельдиева Л.Т., КФУ имени В.И. Вернадского)
Как осмыслить историю русской философии? Является ли русская философия национальной? Какое место философская культура занимала и занимает в культуре России? Какое отношение к русской философии имеет констатированный европейской философией кризис европейской философии? Славянофилы и западники сегодня: кто они и какие между ними взаимоотношения? Есть ли у русской философии свой язык? Есть ли трудности у перевода на русский язык философских текстов из разных культур? Кто может и имеет право обнаружить и оценить специфику русской философии? Как оценить наследие философии в СССР? Каково будущее русской философии? Каким вы видите наилучший вузовский учебник по философии?
Секция Философская логика и теория познания в трудах советских и российских логиков
(модератор Шалак В.И., ИФ РАН)
Оригинальные подходы в отечественных работах по неклассическим логикам и их применение к решению актуальных задач науки. История логических школ в СССР и России, их выдающиеся представители и результаты. Насколько сильна наша зависимость от зарубежных коллег? Что мы можем предложить им со своей стороны? Проблемы, с которыми сталкивается преподавание логики в школах и вузах. Возможные пути решения этих проблем.
Секция Аргументация и диалог в отечественной философии
(модератор Лисанюк Е.Н., ИФ РАН)
Философствование в ходе аргументации с оппонентами, единомышленниками или учениками, — неотъемлемая традиция отечественных мыслителей, в русле которой, по меткому выражению Д.C. Лихачева, общаясь, они создают друг друга. Начиная с публицистического бестселлера XVI в. – жесткого спора о социально-политическом обустройстве России князя Андрея Курбского с царем Иваном Грозным, и первого сочинения по логике — наставнического изложения Л. Эйлером основ логики в письме к немецкой принцессе в XVIII в., до одного из бестселлеров XX в. «Искусства спора» С.И. Поварнина, видевшего в споре необходимое условие развития науки, и философии диалога М.М. Бахтина, утверждавшего, что истина «рождается между людьми, совместно ищущими истину в процессе их диалогического общения», аргументация и диалог служат форматом выражения философской мысли и способом ее порождения. В аргументации отечественные ученые находили не только сферу реализации доказательств и опровержений (Ивлев Ю.В.), но и инструмент поиска единомышленников (Г. А. Брутян) и обоснования свой идентичности (В.Н. Брюшинкин).
Мы предлагаем обсудить истоки, становление и современное состояние исследований аргументации и диалога в отечественной философии, выступающих как формат, традиция, ценность и методология философствования, а также как самостоятельный предмет исследования.
Секция Учение об обществе в русской философии: истоки, судьба и современность
(модератор Коротченко Ю.М., КФУ имени В.И. Вернадского)
Есть ли в русской философии теория общества и есть ли у этой теории история? Однородна ли социальная философия в России?
Русская литература как отражение основных социальных дискуссий, как художественно-образная рефлексия над социальной проблематикой, как источник знаний об обществе и месте в нем человека. Духовные поиски, социокультурные и политические практики в период формирования и развития русской социальной мысли в досоветский период.
Смысловая неоднородность русской социальной философии: прерывание сложившихся традиций и феномен «Философского парохода». Что такое исторический материализм и какую роль он сыграл в истории социального знания в России? Как мы вернулись к традиционной проблематике: исторический путь России, место человека в обществе, его свобода, ценности?
Насколько русская социальная философия принадлежит мировому философскому пространству? Каков современный статус традиционной для русской социальной мысли проблематики? Каково значение компаративистских исследований иных культур, цивилизаций, обществ?
Секция «Философское востоковедение в России»
(модератор Псху Р.В., РУДН им. Патриса Лумумбы)
Минувшие этапы отечественного философского востоковедения имеет смысл обсуждать в свете настоящего его состояния и будущих целей. В Российской империи, а также в первый период советского востоковедения исследования, переводы, публикации мыслились как лишь географически особая часть общезападной (европейской и американской) ориенталистики. Даже переводы выполнялись нередко не на русский, а на английский язык. Философский интерес всего заметнее в областях буддологии и индологии. Уровень исследований не уступал лучшим образцам за рубежом. В исламистике — прежде всего публикации важных текстов (важный суфийский труд «Раскрытие спрятанного за завесой» аль-Худжвири впервые был критически издан в 1924 г. Агафангелом Крымским тиражом 100 экз.) В китаистике господствовал филологизм, за исключением в свое время не опубликованного труда по И-цзину репрессированного в годину ежовщины Ю. Щуцкого. В зрелый советский период работы отмечены провинциально-марксистской идеологичностью, отысканием «материалистических тенденций» и пр.. что полностью утратило для нас интерес. Под конец существования СССР и в постсоветский период вышло множество ценных публикаций, как переводов, как и исследований, при этом во всех регионально важных направлениях. В результате оказалось, что многие классические труды философов стран Азии переведены только на английcкий и русский языки. Также появились концепции А.В. Смирнова, Р. В. Псху и А. В. Парибка. В них с разных сторон предложены радикально новые версии понимания историко-философского процесса с отказом от монофилии, от универсальных шаблонов, предлагается разработка имманентных неевропейским развитым культурам критериев понимания философии (А.В. Смирнов, А.В. Парибок) и методы работы с инокультурными текстами, от индийских философских до мистических суфийских (Р.В Псху), по сути, единственные на сегодня методы работы с иноцивилизационным текстовым материалом. Для дальнейшего этапа требуется, прежде всего, разработка существенного нового подхода к образованию будущего поколения востоковедов-философов, осмысление философского востоковедения как нераздельности исследования и творчества и в результате обоснованный появляющимися чаяниями создания на базе России новой цивилизации выбор как тем, так и памятников, переводимых текстов и подходов, да и категорий.
Круглый стол «Трансцендентальный подход: его рецепция и развитие в российской философской мысли»
(модераторы Шиян А.А., РГГУ, Катречко С.Л., ГАУГН)
На секции предполагается обсудить особенности восприятия и развития кантовского трансцендентализма в русской философской традиции, начиная с 19 века и до наших дней. Речь идет, прежде всего, об интерпретации кантовской теории познания и его понимании рассудка, чувственности и разума, критики кантовского подхода и его развитии в русском неокантианстве и в феноменологии в России. Особое место предполагается уделить развитию трансцендентализма в современном российском контексте. Что собой представляет кантовский «коперниканский переворот» в метафизике и каким образом он представлен в современных философских традициях? Какие кантовские идеи находят отклик в нашей время у российских философов? Какие трансцендентальные школы можно выделить в российской философии сегодня? Как понимается трансцендентальная феноменология в наше время в России? Движется она по кантовскому пути или нет? Чем привлекает сегодня наследия русских неокантианцев ХХ века?
Секция Познание и понимание: рациональное и иррациональное, эмоции и иллюзии
(модераторы Шульга Е.А., ИФ РАН, Майленова Ф.Г., ИФ РАН)
Философская герменевтика как особая область знания существует уже более 2,5 тыс. лет. В центре ее внимания проблема соотношения понимания и интерпретации, и если интерпретация составляет методологическую часть философской герменевтики, где особенности методов истолкования обусловлены спецификой анализируемых текстов, то понимание характеризуется как проявление человеческого мышления и сознания, как результат интеллектуальной деятельности, направленной на познание природы, мира и человека в нем. Для современной философии понимание – это фундаментальное понятие теории познания, эпистемологии, поэтому понимание рассматривается в самых разных аспектах. В первую очередь, в связи проявлением когнитивных способностей человека: интуитивным знанием, с проявлением эмоций и иными внутренними проявлениями сознания. Не последнее место в ряду рассматриваемой проблематики соотношения познания и понимания, сознания и психики занимают вопросы, связанные с выяснением роли и значения иррациональности как специфического феномена, оказывающего влияние на сам процесс познания. Особое место в этом направлении философских исследований занимает соотношение рационального и иррационального в научном и философcком познании, выяснение роли воображения как проявления творческих способностей человека, иллюзий и многое другое. В современном научном дискурсе можно наблюдать появление различных концепций, где обсуждаются актуальные вопросы, касающиеся определения ценностного значения знания или создание ситуации, где очевидным становится фактор трансформации ценностей. Так, современная практическая психология относит к одному из актуальных своих направлений проблему взаимопонимания, выводя психологические проблемы личности на уровень философской проблемы, затрагивающей как причинно-следственные объяснения практического характера, так и глубинные аспекты психологии личности. Все эти вопросы широко обсуждаются отечественными учеными, философами и их решение подразумевает формирование широкой программы исследования человека на междисциплинарном уровне.
Организационный комитет

Грива О.А.
(КФУ им. В.И. Вернадского)
д. филос. н., профессор

Зарапин О. В.
(КФУ имени В.И. Вернадского)
д. филос. н., доцент

Коротченко Ю.М.
(КФУ имени В.И. Вернадского)
д.филос. н., доцент

Майленова Ф.Г.
(ИФ РАН)
д. филос. н., ведущий научный сотрудник

Лисанюк Е.Н.
(ИФ РАН)
д. филос. н., ведущий научный сотрудник

Рыскельдиева Л. Т.
(КФУ имени В.И. Вернадского) (председатель)
д. филос. н., член-корреспондент ИФ РАН

Шиян А. А.
(РГГУ) (зам. председателя)
к. филос.н., доцент

Шоркин А. Д.
(КФУ имени В.И. Вернадского) (президент)
д. филос. н., профессор

Бойко А.В.
(КФУ им. В.И. Вернадского)
аспирант
Программный комитет

Зарапин О. В.
(КФУ имени В.И. Вернадского)
д. филос. н, доцент

Катречко С.Л.
(ГАУГН)
к. филос. н., доцент

Коротченко Ю. М.
(КФУ имени В.И. Вернадского)
д. филос. н, доцент

Лисанюк Е.Н.
(ИФ РАН)
д. филос. н., ведущий научный сотрудник

Майленова Ф.Г.
(ИФ РАН)
д. филос. н, ведущий научный сотрудник

Псху Р.В.
(РУДН им. Патриса Лумумбы)
д. филос. н., профессор

Рыскельдиева Л. Т.
(КФУ имени В.И. Вернадского) (председатель)
д. филос. н., член-корреспондент ИФ РАН

Смирнов А.В.
(ИФ РАН)
д. филос. н, академик РАН

Шалак В.И.
(ИФ РАН)
д. филос. н., ведущий научный сотрудник

Шиян А. А.
(РГГУ)
(зам. председателя)
к. филос.н., доцент

Шульга Е.Н.
(ИФ РАН)
д. филос. н., ведущий научный сотрудник
Формы и условия участия
К изданию в сборнике принимаются только тезисы, оформленные по шаблону. Шаблон оформления заявки и текста тезисов прилагается ниже.
Форма для регистрации и подачи тезисов – https://forms.yandex.ru/u/673a1e2ec417f399d696477f Тезисы принимаются только в соответствии с тематикой конференции
Важные даты
Окончание приёма заявок и материалов для публикации
Конференция
Галерея







